Гимн ДОСААФ России
Не раз, войны коварство испытав,
Мы знаем – очень важная работа –
Крепить страну! А в этом ДОСААФ –
Помощник верный Армии и Флота.
Припев:
Делами мы – не просто на словах,
Сердца людей заставим часто биться.
Живи и здравствуй, славный ДОСААФ,
Не зря тобою Родина гордится!
Мы за собою увлекаем молодёжь,
К защите Родины её готовим роты.
А главной своей целью видим всё ж –
Воспитывать России патриотов!
Припев.
Мораль защитника, достоинство и честь –
На флаге ДОСААФ сияют гордо!
И граждан подготовленных не счесть,
Кто выбрал прикладные виды спорта.
Припев.
Да, ДОСААФ надёжен и силён!
Не зря мы твёрдо верим в нашей жизни,
Что ты – второй надёжный эшелон
Стоишь на страже мира и Отчизны!
Припев.
Крепче за баранку держись

— Насколько увеличится тормозной путь на заснеженной дороге или при гололёде?
— Как минимум в два раза. Точно не скажу, много факторов: какой автомобиль, масса, скорость в начале торможения, состояние дорожного полотна — плотный снег, лёд или асфальт, покрытый корочкой. От состояния резины зависит: одно дело новая, на которой шипы целые, другое — «укатанная». И потом, при экстренном торможении непредсказуемо меняется траектория движения.
— Как уменьшить его на автомобиле без ABS?
— Прерывистыми нажатиями на педаль: нажал на секунду не до «полика», отпустил, опять нажал. В этом случае и колёса не блокируются, как при резком вдавливании педали «в пол», и торможение эффективнее. Водители называют это «тормозить качками».
— С ABS?
— Здесь то же самое делает электроника. Но и тогда, если позволяет расстояние до преграды, короткими нажатиями остановить получится быстрее. А чтобы не прибегать к экстренному торможению, последствия которого не просчитаешь, попробуйте предвидеть ситуацию. Не надо быть экстрасенсом, чтобы понять: если у впереди идущего транспортного средства загорелся стоп-сигнал, объехать его без риска нельзя — лучше заранее начинать торможение. Тем более что там, возможно, пропускают пешехода или возникло другое препятствие. Или такая ситуация: издалека виден светофор, горит зелёный. Торопиться не надо: можете не успеть, а у перекрёстка быстро затормозить не получится. Соблюдайте дистанцию, будьте внимательны! Есть рассчитанное безопасное расстояние от впереди едущего — половина скорости. Едете 90 км/ч — 45 метров, 40 км/час — 20 метров. Это летом. Зимой — в полтора раза больше, в этих случаях 70 и 30 метров. Учитывайте: сначала срабатывают передние тормоза и если нажать резко, занесёт и на сухом асфальте.
— Как на скользкой дороге заходить в поворот на заднеприводной машине?
— Заблаговременно снизить скорость, переключиться на пониженную передачу и на малом газу повернуть. На переднем приводе также, с той разницей, что там при лёгком заносе можно добавить газ. И общая рекомендация, независимо от того, по прямой едете, поворачиваете: зима не любит резких манёвров, поворотов руля, торможений, перестроений.
— Как понять термин «тормозить передачами» или «двигателем»?
— Когда дистанция позволяет, переключаетесь на пониженную передачу, скорость уменьшается без нажатия на тормозную педаль. Но нельзя делать это на большой скорости. Например, при 90 км/ч на 4-й передаче включаете 3-ю. Как только отпустите сцепление, произойдёт резкое торможение. В данном случае безопасно переключение с 4-й на 3-ю при 60-70 км/ч, на 2-ю — 40 км/ч и так далее.
— Каковы особенности движения под гору на скользкой дороге?
— Переключиться на пониженную, притормаживать лёгкими качками педали, не крутить резко рулём. Нельзя спускаться на «нейтрали».
— Что делать, если машину заносит?
— Если задний привод — сбросить скорость и ненадолго повернуть рулевое колесо в сторону заноса — курс выровняется. Если не вернуть руль в прежнее положение, начнётся занос в другую сторону. На переднеприводном слегка увеличить подачу газа и также коротко повернуть в сторону заноса. Для полноприводных рекомендации давать не рискну, трудно предугадать развитие событий. Особое внимание требуется, когда в асфальте продавлены колеи. Замедлите движение, если надо перестроиться, делайте это плавно, под небольшим углом к колее, иначе выбросит в непредсказуемом направлении. На все случаи жизни советов не заготовишь, помните, что автомобиль — источник повышенной опасности, и ведите себя соответственно. Резюмируя сказанное: зима не лето, переживём и это, если будем немного осторожней. И помнить, что услуги жестянщиков дороги, свою машину жалко, чужую ремонтировать накладно, а с пешеходами лучше встречаться, когда и сам пеший. Удачи на дорогах, ни зеркального асфальта, ни глубокого сугроба!