Внимание! Удостоверение на право управления маломерным судном необходимо иметь при себе во время управления маломерным судном. Его отсутствие в такой ситуации наказуемо административным штрафом в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 11.8 п.2). Размер взыскания составляет от 1000 до 1500 рублей.
Удостоверение (права) на право управления маломерным судном с отметкой по разрешенным районам плавания выдается после успешной сдачи экщаменов.
- Срок действия удостоверения до замены - 10 лет.
- К сдаче экзаменов допускаются лица достигшие 18 лет.
К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению маломерными судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже Типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов, утверждаемой Главным управлением ГИМС.
Теоретический экзамен в ГИМС
Представляет собой тестирование, количество вопросов в котором зависит от получаемой категории. Максимум может быть 14 вопросов, на которые дается 20 минут. Можно допустить не более 2-х ошибок. Для того, чтобы сдать тестирование, крайне необходимо твердо знать основные навигационные речные и морские знаки, а также характеристики их огней ночью, хорошо разбираться в правилах плавания на маломерных судах, вопросах безопасности и правопорядка на водоемах.
Практический экзамен в ГИМС
Во время этого испытания экзаменуемомупридется выполнить определенные упражнения на воде и дать ответы на набор вопросов, касающихся правил и безопасности судовождения. В числе упражнений могут быть следующие: отход от причала, причаливание (обязательно мягкое), швартовка задом, восьмерка, спасение утопающего, проход под мостом, проход вниз по течению, совершение оборота и др. Не стоит отчаиваться из-за кажущейся сложности заданий: моторная лодка, например, достаточно проста в управлении, особенно для тех, кто хорошо водит автомобиль.
Какие документы потребуются на экзамене в ГИМС?
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- копия диплома об окончании учебного заведения по судоводительской специальности или справка об окончании курсов по подготовке судоводителей маломерных судов;
- медицинская справка судоводителя (если предоставляется водительская справка, то нужно будет также предоставить копию лицензии организации выдавшей справку и приложение к лицензии); Обзавестись таким документом можно в поликлинике по месту жительства или в частной медицинской компании. Для этого необходимо пройти медицинский осмотр у таких специалистов, как офтальмолог, хирург, оториноларинголог, невролог, а также нарколог, психиатр и терапевт. Однако, посетить таких специалистов, как психиатр и нарколог, придется по месту жительства. Так как федеральным законом № 437-ФЗ от 28.12.2013г. установлено, что прохождение этих врачей должно осуществляться исключительно в государственных диспансерах по месту жительства или регистрации. Справка о годности к управлению маломерным судном действует один год. По окончании этого срока медицинскую комиссию придется проходить повторно.
- заявление на бланке личной карточки судоводителя;
- фотографии 3*4 см;
- документ, подтверждающий оплату пошлинв размере 800 рублей.
ГИМС РФ, в том числе ее органы и должностные лица, должны осуществлять контроль на воде в различных формах – рейды, патрулирование, поиски и т.д. Все патрульные и спасательные суда ГИМС, а также их спасательные станции должны иметь вымпел и эмблему. Каждый инспектор по маломерным судам должен носить индивидуальный номерной служебный знак.
Повседневные обязанности государственных инспекторов ГИМС заключаются в надзоре за правильным пользованием МС на внутренних водах, внутренних морских водах, а также в пределах территориального моря страны.
В ходе выполнения повседневных обязанностей должностные лица ГИМС сталкиваются с самыми разными ситуациями. Рассмотрим, какие права есть у инспекторов по маломерным суднам в разных обстоятельствах.
Когда инспектор может остановить судно?
- если грубо нарушены правила пользования МС, правила охраны жизни людей на воде, правила учета, регистрации и технадзора судов;
- при возникновении необходимости в проверке документов (удостоверения на право управления судном, регистрации судна, путевого листа, сопровождающих бумаг на груз);
- в случае, если характер движения судна вызывает опасения и заставляет сомневаться в способности водителя им управлять (сильная усталость, состояние опьянения и др.);
- если замечены очевидные отклонения от установленных правил во внешнем виде судна, в его техническом состоянии, в количестве пассажиров, в перевозимом грузе.
Как производится остановка?
Инспектор должен подать специальный установленный знак или голосовой сигнал с использованием мегафона. Последний должен звучать следующим образом: «Катеру (моторной лодке, парусному судну) бортовой номер … застопорить ход (остановиться, лечь в дрейф)!». При этом могут использоваться спецсигналы, пиротехнические средства (сигнальные ракеты), судовая сирена. После этого инспектор высаживается на борт остановленного судна и представляется его капитану по установленной форме. Он должен в обязательном порядке представиться, назвать свою фамилию, номер нагрудного служебного знака, а также предъявить служебное удостоверение и объяснить причину остановки. После этого должностное лицо может потребовать необходимые документы (удостоверение на право управления судном, судовые и грузовые бумаги).
Когда могут отправить на проверку знания правил пользования МС?
Инспектор по маломерным судам может воспользоваться таким правом в следующих ситуациях:
- когда потеряно удостоверение на право управления судном или талон к нему;
- когда истек срок лишения права управления судном;
- в случае грубого нарушения правил пользования МС.
Когда инспектор может задержать удостоверение на право управления МС?
- если обнаружены нарушения, влекущие в соответствии с законодательством РФ лишение права управления судном;
- если предусматривается взыскание штрафа;
- если предполагается подделка удостоверения или талона к нему;
- в случае отсутствия талона к удостоверению;
- если судоводитель отправляется на проверку знаний правил пользования МС.
Когда могут отстранить от управления судном?
- если судоводитель управляет судном в состоянии опьянения;
- если судоводитель управляет судном, не имея при этом удостоверения на право управления;
- если грубо нарушаются правила пользования МС.
Если судоводитель находится в состоянии опьянения
В Кодексе об административных правонарушениях имеется статься (27.13), которая предполагает задержание МС и запрет на его использование в ситуации, когда управляющий им судоводитель находится в нетрезвом состоянии. Такое судно помещается на штрафную стоянку и хранится там определенное время, а лицо, управляющее МС отстраняется от его управления. Инспектор ГИМС при передаче судна обязан составить акт о передаче его на хранение. Этот документ подписывается самим составителем, должностным лицом базы стоянок и хозяином судна (судоводителем). Если последний отсутствует, привлекаются два понятых. Они должны не только подписать акт, но и присутствовать при осмотре судна и составлении документа. Для установления состояния опьянения лица, осуществляющие управление МС, могут быть отправлены на медицинское освидетельствование. Оно проводится в порядке, который устанавливает Министерство здравоохранения.
Инспектор может полагать, что гражданин нетрезв, в следующих ситуациях:
- имеются косвенные признаки – запах, неустойчивость позы, нарушенная речь, дрожание пальцев рук, изменение окраски кожных покровов, неадекватное поведение;
- если другие граждане заявили о состоянии опьянения судоводителя;
- если сам судоводитель подтверждает употребление спиртных напитков.
Инспектор ГИМС также имеет право:
- контролировать соблюдение сроков прохождения медицинских осмотров и при необходимости отправлять судоводителей на такое освидетельствование с целью установления или подтверждения годности к управлению судном (норма для лиц в возрасте до 60 лет – один раз в пять лет, после 60 лет – каждые два года);
- при обнаружении признаков ненормальных состояний, препятствующих безопасному управлению судном, отправлять судоводителей на внеочередное медицинское освидетельствование;
- запрещать использование таких МС, которые угрожают безопасности речного или морского судоходства, охране окружающей среды;
- проверять документы у судоводителей (удостоверение на право управления судном, регистрацию, путевой лист, бумаги на груз), в том числе для получения необходимой информации при составлении протокола об административном правонарушении;
- в определенных случаях передавать МС на спецстоянки для их хранения и техобслуживания.