Будете готовы — приходите
— Есть частный случай, когда трудности со сдачей возникают из-за фактора, так скажем, «человека в погонах». На занятиях курсант делает всё правильно и легко. А когда в машину садится инспектор РЭО ГИБДД, теряется. Страх ошибки давит — и он её совершает. Вместо левого поворота показывает правый, ещё что-то забывает, да просто откатывается на горке. Подобные ситуации возникают постоянно, потому частным случаем назовём с натяжкой. Чаще «заваливают» вождение, с теорией накладки редко случаются. У нас в программе 56 часов практики, это 30 % времени обучения, всего на категорию В отводится 190 часов.
Нельзя не учитывать и то, что требования к новым водителям растут. Как растёт и количество машин на дорогах страны. А в большей мере непропорционально этому росту увеличивается количество аварий, в том числе с вредом здоровью и смертельных. — Клубные экзамены сдают 98 % курсантов. Теорию с первого раза — 95 % обучающихся, практическое вождение — более 50 %. Пока не сданы клубные экзамены, курсанты не приступают к экзаменам в ГИБДД. Случается, что не допускаем вахтовиков, людей, которые в силу обстоятельств и графика работы не прошли программу полностью.
— В каком состоянии автомобили? Не имею в виду исправность, это само собой разумеется. Сколько лет выдерживает машина такой режим работы?
— Средний срок эксплуатации 9 лет. Наш автопарк в большей части составляют авто 2011/2012 годов выпуска.
Мастер производственного обучения вождению Руслан Нигматуллин пояснил, что чаще приходится ремонтировать тормоза и сцепление. Передние тормозные колодки, диски сцепления меняют каждые полгода, стартер — раз в год. Остальное тоже работает меньше, чем при бережной эксплуатации.
— Елена Юрьевна, не планируете курсы экстремального вождения для тех, у кого есть права, но нет практического опыта езды в сложных дорожных условиях?
— Экстремальная езда — нечто другое. Мы планируем курсы по программе «Контраварийная подготовка». То есть обучать действиям в экстремальных условиях: выходу из заноса, эффективному торможению на скользком покрытии и другим сложностям. Согласовано место: ледовый автодром по дороге в сторону Салехарда. Две программы — на 22 и 72 часа, делали предложения, давали объявления, но желающих в 2017 году не нашлось. Программа «Контраварийная подготовка» для групп повышения квалификации разработана на основе учебной программы для слушателей нашей школы и реализуется в форме лекций и практических занятий.
В заключение немного статистики от регистрационно-экзаменационного отдела ОГИБДД ОМВД России по Надымскому району. За первые 9 месяцев 2017 года сотрудники отдела приняли 520 теоретических экзаменов, из них с первого раза сдали 220 человек (42,3 %), 427 экзаменов на автодроме, сразу сдали 135 человек (31,6 %), 405 — по городу, из них с первого раза — 72 человека (17,7 %).
Свои выводы не навязываем, но сделать попробуем. Такой как полное отупение населения в XXI веке отметаем, как не выдерживающий никакой критики. Что плохо учили в автошколе — тоже: сдают выпускники разных школ, их в городе две. Тем более цифры в других регионах сопоставимы с нашими, говоря проще, отличаются мало. А школ бывает и по 10 в городе. Остаётся один: усложнились правила, подход к приёму государственных экзаменов стал строже, движение в населённых пунктах интенсивнее в разы из-за высокой плотности потока. Ошибка водителя с удостоверением оплачивается штрафом или повреждённым автомобилем, курсанта — несданным экзаменом. Как говорят в спортивных единоборствах, чтобы у судей не было сомнений в твоей победе, она должна быть сокрушительной и убедительной, готовься по программе, готовься вне программы.